RU
EN

«Чайки»

Полнометражный художественный фильм

«Только ветер, песок, камыш и желание жить не хуже других…» — эти слова послужили основой для создания атмосферы этой истории, и они невероятно точны в определении реального мира этих мест сегодня. «Чайки» — это притча на фоне современной Калмыкии.

Она о любви, где герои интуитивно выполняют забытые традиции. Безмолвно любят, скорбят не плача… Чайки — души умерших рыбаков, разбитые байды… надежда.

Чайки
Дата релиза 2015 год
Жанр драма
Продолжительность 87 минут
Производство Кинокомпания «Телесто» при государственной финансовой поддержке Министерства культуры РФ
Автор сценария Элла Манжеева
Режиссер Элла Манжеева
Оператор Александр Кузнецов
Художник Денис Бауэр
Композитор Антон Силаев
Продюсеры Елена Гликман,
Ярослав Живов
В ролях Евгения Манджиева,
Сергей Адьянов,
Евгений Сангаджиев,
Любовь Убушиева,
Дмитрий Мукеев и другие.
Пресс-кит


Жена рыбака Эльза живет в приморском городе в Калмыкии. Она хочет уйти от мужа, но не решается сделать этот шаг, боясь неизвестности.
Обстоятельства складываются так, что ее муж погибает. Смерть мужа заставляет героиню задуматься и пересмотреть свои взгляды на жизнь, счастье, свободу…

Премьера

КИНОТАВР

Стопкадры

Кадры со съемок

Фотопробы

Комментарии

Режиссер Элла Манжеева:

«Мы часто связываем свои беды и неудачи с окружающими нас людьми, перекладывая ответственность на них. Оправдываем таким образом, свою слабость, лень, отсутствие воли, мысли. Но ведь счастье внутри каждого из нас, и только мы сами позволяем себе быть счастливыми, смелыми, свободными или несчастными. Этот фильм об энергии жизни. Остановись. Послушай. Услышь себя и тогда ты услышишь других. Когда время находит свое пространство, наступает невероятное счастье и свобода, свобода души. Мне бы хотелось, чтобы зритель больше доверял самому себе, опираясь на свой неповторимый опыт и характер, чтобы драматургия фильма продолжилась в его сознании, и каждый бы создал свой финал, вынес свою мораль. Создавая этот сюжет, я не пытаюсь донести конкретный смысл или историю, я лишь задаю вопрос. И пусть каждый ответит на него по-своему».

Продюсер Елена Гликман:

«Это первый фильм за последние 30 лет, снятый в Калмыкии, калмыцким режиссером на калмыцком языке. Именно поэтому нам так важно участие в международных фестивалях и тем более в таком престижном, как Берлинский.

Калмыкия — маленький регион огромной России. Здесь живет народ со своей самобытной культурой, традициями, историей, языком. К сожалению, жизнь разных народов нашей страны редко попадает в объектив кинокамер. Конечно, одним фильмом ситуацию не изменить. Но мы хотим сделать первый шаг. В данный момент в Калмыкии начинает активно возрождаться калмыцкий язык, который находился на грани вымирания (последствие сталинских репрессий). Мы верим, что фильм «Чайки», герои которого не забыли родной язык, поднимет интерес к калмыцкой культуре и калмыцкому языку, послужит его возрождению. Помимо этого у зрителя есть возможность увидеть, как прекрасна бескрайняя калмыцкая степь и как красивы люди в этой степи».

Оператор Александр Кузнецов:

«Фильм «Чайки» — это очень особенный фильм в моей жизни, не только из-за того, что режиссером была моя жена, но и из-за тех тем, которые он затрагивает, они оказались близкими мне лично, и, надеюсь, затронут и зрителя.

В этом фильме много слоев и тем — история женщины и ее судьбы, криминальная история, связанная с ее мужем, но главная — это история ее внутреннего освобождения.

Когда мы обсуждали визуальную концепцию фильма, прежде всего мы решили, что камера будет максимально близка к героине, будет чувствовать, что переживает Эльза глубоко внутри. Это требовало определенных ракурсов и дистанции между камерой и актрисой, камера то движется вместе с ней в ее ритме, то неподвижно застывает, как и Эльза, то мечется, то пытается себя обуздать.

Момент, когда я почувствовал, что мне надо как оператору делать, это когда наш кастинг директор Володя Голов сказал мне: «Теперь нам надо снять Калмыкию так, чтобы она была такой же прекрасной, как Женя».

Большую роль в картине играют природные стихии, мы хотели, с одной стороны, с помощью ветра, тумана, воды, льда, мерзлой земли показать ее состояние, чтобы зритель физически ощущал ее метания и боль, и с другой стороны, стихии — это знаки судьбы, ведущей человека по его пути.

В интерьерах это, или играющие на солнце пылинки, или душный чад от варящегося ужина, острое безжалостное солнце или давящий зимний свет — везде в картинке на первом месте субъективный мир Эльзы.

Особым вызовом мне как оператору было то, что практически во всех интерьерах камера должна была иметь возможность свободно передвигаться и поворачиваться на 360 градусов. Чтобы это осуществить весь свет стоял снаружи, а внутри были только наши актеры и камера, это давало свободу режиссеру и актерам в мизансценах, игре и способствовало более интимному и реалистичному градусу существования в кадре. Спасибо, спасибо, спасибо!

Цвет в нашем фильме скорее приглушенный, скрытый, но цветовые сочетания не совсем типичные для европейского глаза. В нашем цветовом решении мы опирались на цветовую палитру буддийского храма, мы осознали, что в Калмыкии она представлена везде, и на улицах Элисты, и в двух селах, которые изображали в фильме основное место действия».

Актриса Евгения Манджиева:

«Чайки» пришли в мою жизнь неожиданно. Мне было интересно заглянуть в щелку и посмотреть, что там, и вдруг, дверь открылась и я вошла в нее. Это был мой дебют. До этого с кино меня ничего не связывало.

Полтора года назад я получила сообщение в Фейсбуке от кастинг директора Владимира Голова. «Евгения, добрый вечер. Меня зовут Владимир и я кастинг директор на картине Эллы Манжеевой «Чайки» — это ее полнометражный дебют. Мы хотели бы позвать вас на пробы. Наберите меня пожалуйста…».

С Эллой я не была знакома на тот момент, но по фамилии было ясно, что она калмычка. Свой человек:) Мне было интересно, и я позвонила.

Каждый день обстоятельства, происходящие со мной, формировали из меня новую личность. Я не говорю о съемках. Я говорю о жизни. Во мне открылось что-то новое. Я росла. Получала необыкновенный опыт. Я была не профессиональной актрисой. Мне было страшно. Страшно не оправдать чужих надежд. Но этот самый страх и испытания делали меня сильнее. Ломали мою форму. Ту, которую я приобретала на протяжении 28 лет, к которой я привыкла. И мне было странно это ощущение, но я чувствовала, что двигалась. И что еще не совсем окаменела. На тот момент было полное понимание, что я живой человек. Я была счастлива.

Это невероятный опыт послужил тому, что я сейчас учусь в Московской Школе Кино на актерском факультете (куратор: Ингеборга Дапкунайте). Новый этап моей жизни, новая ступенька.

Я безумна счастлива и горда за Эллу. Счастлива, что «Чайки» летят в Берлин на кинофестиваль. Но больше всего, что познакомилась с такой прекрасной, талантливой, интересной женщиной. Она еще не раз порадует нас своими победами!»

Композитор Антон Силаев

«Для работы над музыкой к фильму «Чайки» мы совершили небольшую экспедицию в Калмыкию. Записывали местных музыкантов, службу в храме и бабушек. Музыканты удивлялись и не понимали, когда я просил их играть не только музыкальные фразы, а издавать различные скрипы, скрежеты, стуки… Они думали, что нужна национальная музыка, даже что-то репетировали. Но у меня была немного другая задача.

В фильме «Чайки» авторская музыка вплетена в звучание шумов (здесь шум и музыка — одно целое). Я старался создать очень деликатную структуру, написать эмоцию, а не музыку. Создать у зрителя ощущение, что музыки нет, а звучат шумы. Задача для меня оказалась безумно интересная. Я записывал множество бытовых звуков, которые тоже подверглись обработке: бутылки, вентиляторы, шлифовальная машинка, молоток… Я, конечно же, их изменял, чтобы получить задуманное звучание. Калмыцкие музыканты и монахи тоже довольно сильно обработаны и искажены. Думаю, они и сами не поймут, где кто.

«Чайки» очень важный для меня фильм. Какой-то новый поворот в моем творчестве. А я люблю открывать все новое. И здесь очень важна заслуга режиссера. Сначала мы с Эллой Манжеевой не могли найти нужное решение. Мои первые эскизы были самодостаточными музыкальными композициями, но в какой-то момент стало понятно, что от музыки нужна только эмоция. Работа пошла!»

Фильм на фестивалях

2015

Международный кинофестиваль в Берлине / Программа «Форум» (основной конкурс)

Кинофестиваль в Финляндии «Полуночное солнце» («Midnight Sun»)

Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр»
Приз «За лучший дебют»

Международный кинофестиваль в Эдинбурге

Международный кинофестиваль в Карловых Варах

Фестиваль европейского кино в Паличе
Награда «Лучший фильм» (Параллельная программа)

Международный независимый кинофестиваль «Пять озер» («Fünf Seen»), Германия
Приз «За лучший сценарий»

Сахалинский международный кинофестиваль «Край света»

Неделя российского кино в Иркутске

Якутский международный кинофестиваль

Международном кинофестиваль в Нидерландах «Фильм у моря» («Film by the Sea»)

Международный кинофестиваль стран АТР во Владивостоке «Меридианы Тихого»

Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок»

Международный кинофестиваль в Хайфе, Израиль

Международный кинофестиваль в Вене «Let’s CEE», Австрия

Международный кинофестиваль в Варшаве

Международный кинофестиваль в Сан-Паулу «Mostar», Бразилия

Фестиваль Американского института киноискусства AFI Fest, США

Кинопремия Asia Pacific Screen Awards (Австралия)
Номинации «Лучшая женская роль» актрисе Евгении Манджиевой и «Специальный приз ЮНЕСКО» режиссеру Элле Манжеевой за выдающийся вклад в продвижение и сохранение культурного разнообразия, переданного посредством кино.

Международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало», Санкт-Петербург
Диплом жюри за «Лучшую режиссерскую работу»

Кинопремия «Золотой Глобус»
Фильм был принят к рассмотрению в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (единственный фильм от России в 2015 году)

Международный кинофестиваль «Тёмные ночи», Таллин

Фестиваль русского кино в Онфлёре, Франция

Международный кинофестиваль в Брисбене, Австралия

Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер», Москва
Специальный приз управления верховного комиссара ООН по правам человека в РФ

2016

Национальная премия Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон»
Номинация «Лучший фильм-дебют»

Национальная кинематографическая премия «НИКА»
Номинация «Открытие года»

Международный кинофестиваль на Кипре
Награда «Лучший фильм»

Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» в Омске