Оператор Александр Кузнецов:
«Фильм «Чайки» — это очень особенный фильм в моей жизни, не только из-за того, что режиссером была моя жена, но и из-за тех тем, которые он затрагивает, они оказались близкими мне лично, и, надеюсь, затронут и зрителя.
В этом фильме много слоев и тем — история женщины и ее судьбы, криминальная история, связанная с ее мужем, но главная — это история ее внутреннего освобождения.
Когда мы обсуждали визуальную концепцию фильма, прежде всего мы решили, что камера будет максимально близка к героине, будет чувствовать, что переживает Эльза глубоко внутри. Это требовало определенных ракурсов и дистанции между камерой и актрисой, камера то движется вместе с ней в ее ритме, то неподвижно застывает, как и Эльза, то мечется, то пытается себя обуздать.
Момент, когда я почувствовал, что мне надо как оператору делать, это когда наш кастинг директор Володя Голов сказал мне: «Теперь нам надо снять Калмыкию так, чтобы она была такой же прекрасной, как Женя».
Большую роль в картине играют природные стихии, мы хотели, с одной стороны, с помощью ветра, тумана, воды, льда, мерзлой земли показать ее состояние, чтобы зритель физически ощущал ее метания и боль, и с другой стороны, стихии — это знаки судьбы, ведущей человека по его пути.
В интерьерах это, или играющие на солнце пылинки, или душный чад от варящегося ужина, острое безжалостное солнце или давящий зимний свет — везде в картинке на первом месте субъективный мир Эльзы.
Особым вызовом мне как оператору было то, что практически во всех интерьерах камера должна была иметь возможность свободно передвигаться и поворачиваться на 360 градусов. Чтобы это осуществить весь свет стоял снаружи, а внутри были только наши актеры и камера, это давало свободу режиссеру и актерам в мизансценах, игре и способствовало более интимному и реалистичному градусу существования в кадре. Спасибо, спасибо, спасибо!
Цвет в нашем фильме скорее приглушенный, скрытый, но цветовые сочетания не совсем типичные для европейского глаза. В нашем цветовом решении мы опирались на цветовую палитру буддийского храма, мы осознали, что в Калмыкии она представлена везде, и на улицах Элисты, и в двух селах, которые изображали в фильме основное место действия».